Свойства музыкальных звуков
Каждый вид искусства имеет дело со своим особым материалом: живопись — с красками, скульптура и архитектура — с различными строительными материалами, музыка — со звуками.
Художнику-творцу, создающему произведение искусства, отнюдь не безразличны свойства того материала, которым он пользуется. От художественного замысла зависит, выберет ли скульптор бронзу или мрамор, гипс или дерево. Гуашь, акварель, масло — различные виды красок — обладают различными свойствами, и эти свойства учитываются живописцем и используются в определенных художественных целях.
Музыкантам также необходимо знать, каковы физические свойства музыкальных звуков, как отдельные звуки и их сочетания воздействуют на человека. Изучением свойств музыкальных звуков и особенностями их восприятия занимаются, помимо теории музыки, музыкальная акустика и отчасти музыкальная психология; значительное место этим вопросам уделяется также в курсах инструментоведения и оркестровки.
Любой музыкальный звук имеет четыре основных свойства, которые мы воспринимаем как проявления тех или иных качеств звука:
1) высота
2) длительность
3) громкость
4) тембр
Эти свойства обусловливаются различными физическими предпосылками.
Кроме этих свойств при восприятии звука существенное значение имеет его прострaнcтвенная локализация, то есть положение источника звука относительно слушателя (спереди или сзади, далеко или близко, в помещении или на открытой площадке и так далее. Иногда это фиксируется в нотной записи различными ремарками, как, например, «Песня певца за сценой» (см. оперу «Рафаэль» А. Аренского) и т. п.) Разберем свойства звука по порядку.
Высота звукаопределяется частотой колебаний звучащего тела и находится от нее в прямой зависимости: чем больше колебаний в единицу времени (за которую принимается секунда) делает источник звука, тем выше будет звук, и наоборот, при уменьшении количества колебаний звук понижается.
В свою очередь, число колебаний в секунду зависит от величины (длины и толщины) и упругости звучащего тела. Возьмем для примера струну. Чем она длиннее (при прочих равных условиях), тем реже ее колебания и, соответственно, тем ниже звук, издаваемый ею. И наоборот, чем струна короче, тем чаще колебания и тем выше звук. Такая же зависимость обычно наблюдается и в отношении поперечного сечения: чем оно больше (толще), тем реже будут производиться колебания и звук, соответственно, понизится, а чем меньше (тоньше) поперечное сечение, тем чаще возникают колебания и звук становится выше. Как видно, в обоих этих случаях обнаруживается обратная зависимость.
Что же касается влияния упругости (в данном случае — степени натяжения струны) на высоту звука, то здесь наблюдается прямая зависимость: чем сильнее натянута струна, тем выше звук, и наоборот, чем слабее натяжение, тем звук ниже.
Слуховой аппарат человека в состоянии воспринимать звуки в диапазоне частот приблизительно от 16 до 20 000 герц.
Герц (сокращенно Гц) — единица измерения частоты (в данном случае — колебаний в секунду), названная так по имени немецкого ученого-физика Генриха Герца.), но верхние звуки этого диапазона люди слышат только в самом раннем детстве. С возрастом верхняя граница слышимых человеком звуков высокой частоты снижается примерно до 14000 колебаний в секунду. Однако наиболее точно и ясно человеческое ухо способно воспринимать высоту музыкального звука в более узких пределах — примерно от 16 до 4200 герц, и именно этот диапазон частот и используется в музыке. Если же говорить о вокальном искусстве, то общий объем диапазонов человеческих певческих голосов еще меньше — приблизительно от 60 до 1500 герц.
В крайних же регистрах (то есть за пределами указанного диапазона) музыкальная высота воспринимается менее точно.
Например, если звуки обладают частотой, превышающей 4200 герц, то еще можно отличить на слух в этом регистре, какой звук выше, а какой ниже, но интервальные соотношения установить при этом трудно. В таком высоком регистре пpaктически невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Именно этими особенностями восприятия высоты звуков в крайних регистрах и обусловлено ограничение музыкального диапазона звуками указанных выше частот. Способность человеческого слуха наиболее точно воспринимать звуки в среднем регистре связана, по-видимому, с пpaктикой человеческой речи и пения.
Зависимость между частотой колебаний и высотой звука проявляется не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Так, если увеличивать частоту на одну и ту же величину, например на 110 Гц (что пpaктически соответствует укорочению длины струны в два раза), начиная от звука ля большой октавы, имеющего именно это число колебаний в секунду, то в данной последовательности звуков (считая от предшествующего тона) первым будет образовываться интервал чистой октавы, вторым — интервал чистой квинты, третьим — чистой кварты, далее — большой терции, малой терции, еще одной малой терции, а затем — несколько больших секунд и несколько малых.
При дальнейшем увеличении частоты колебаний на одну и ту же величину, то есть при дальнейшем укорочении струны будут образовываться еще более узкие интервалы. Этот ряд звуков соответствует натуральному ряду чисел: один, два, три, четыре, пять, шесть и так далее. Именно во столько раз производится увеличение частоты колебаний (укорочение струны) по сравнению с первоначальной, поэтому такой звукоряд носит название натурального звукоряда. Его можно получить, если делить, например, струну на две, три, четыре, пять, шесть и более частей.
Так, скрипачи и виолончелисты, балалаечники и домристы, короче — все играющие на струнных музыкальных инструментах пользуются этим при исполнении флажолетов. (Флажолетами называются частичные тоны натурального звукоряда, извлекаемые на струнных музыкальных инструментах посредством легкого прикосновения пальца к струне в тех местах, где она делится на две, три, четыре части. При помощи флажолетов можно брать очень высокие звуки.)
Длительностью звуканазывается выраженное в ритмических единицах время, в течение которого совершаются колебательные движения звучащего тела: чем больше времени продлятся колебания, тем протяженнее будет звук, и наоборот.
Громкость звука находится в прямой зависимости прежде всего от амплитуды.
Амплитудой (то есть размахом) колебания называется наибольшее расстояние между крайними точками отклонения колeблющегося упругого тела от его первоначального спокойного положения, колебаний источника звука: чем она больше, тем громче звук, и наоборот, чем меньше амплитуда, тем тише будет звук. Кроме того, на восприятие громкости влияет расстояние от источника звука и отчасти частота колебаний. Так, при одинаковых амплитуде и расстоянии от источника более громкими кажутся звуки среднего регистра.
Колебания бывают двух видов: затухающие (то есть с постепенно уменьшающейся за счет сопротивления воздуха и внутреннего торможения амплитудой, как, например, у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и других) и незатухающие (с постоянной или произвольно меняющейся амплитудой, как, например, у органа или скрипки при игре смычком).
При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается (хотя высота его и остается при этом пpaктически неизменной) и наконец естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать — в зависимости от художественных целей и задач.
Иногда громкость называют силой звука, но это неточно, ибо хотя по смыслу эти понятия и близки между собой и даже зависимы друг от друга, однако они отнюдь не адекватны по своему значению.
Например, при увеличении объективной силы звука в 100 раз его громкость, то есть восприятие силы звука нашим слухом возрастет лишь в два раза, а тысячекратное увеличение силы звука даст лишь трехкратное увеличение громкости и так далее. Сила звука измеряется в децибелах (дб).
Децибел — десятая часть бела, являющегося логарифмической единицей измерения силы звука; назван так в честь изобретателя телефона А. Г. Белла.), а громкость — в фонах (Фон (греч. — phone) — в буквальном переводе означает «звук». В музыкальной акустике — единица измерения, громкости звука.).
В музыкальной пpaктике громкость звука обозначается различными терминами: громкое звучание — forte (громко), fortissimo (превосходная степень от forte) и forte fortissimo (еще более громко, чем fortissimo); этому соответствуют знаки f, ffffff. В более редких случаях очень громкая звучность обозначается четырьмя знаками forte (ffff), а иногда и пятью (fffff).
Аналогично обозначается и тихое звучание — p, pp, ррр (начальные буквы итальянского слова piano — тихо). Количество знаков р также может доходить изредка до четырех, даже пяти. (Обозначение ррррр можно найти, например, в партитуре Шестой симфонии П. Чайковского перед началом разработки первой части.)
Кроме основных обозначений можно встретить и производные: mf, mp (mezzo forte, mezzo piano), означающие, соответственно, — не очень громко, не очень тихо; sf, sp (subito forte, subito piano), чему соответствует: внезапно громко, внезапно тихо.
Для обозначения постепенного нарастания или ослабления звучания используются термины crescendo и diminuendo.
Иногда к словам crescendo и diminuendo добавляется обозначение росо а росо, что означает — постепенно, понемногу. Если термин crescendo (аналогично и diminuendo) должен действовать в течение нескольких тактов, обозначение пишется по слогам, разделенным пунктирными линиями: cre-scen-do, или к слову crescendo добавляется слово sempre (sempre crescendo— все время усиливая, вплоть до следующего обозначения).
Тембр. Тембром называется хаpaктер звучания, или окраска тука. Тембр зависит от многих причин, как объективного, так и субъективного свойства: конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (например, сорта дерева, состава металлического сплава), способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, среды, в которой распространяется звук, и расстояния от его источника. Но особенно большое значение для формирования тембра музыкальных звуков имеет натуральный звукоряд.
Известно, что каждый звук является сложным, то есть состоит из нескольких одновременно звучащих тонов.
В этом смысле звук можно сравнить с лучом света, который, преломляясь ПРИ прохождении через прозрачную призму, разлагается на различные цветовые полосы, образующие спектр, состоящий из семи видимых цветов радуги: красно-оранжевого, желтого, зеленого, гoлyбого, синего и фиолетового. Звучащая струна, например, делится одновременно на свои половины, трети, четверти, пятые, шестые части и так далее, которые будут колeбaться самостоятельно.
Сложную форму колебаний струны (как и другого звучащего тела) точно изобразить графическим способом довольно трудно, и всякий чертеж, абстpaктно показывая само явление, будет всего лишь более или менее удачным приближением к действительной картине. При этом следует иметь в виду, что отмеченные в схеме колебания совершаются в течение всего времени звучания при любом отклонении колeблющегося тела (в данном случае — струны) от своего первоначального спокойного состояния.
Человек слышит один звук, обладающий определенной высотой, соответствующей частоте колебаний целой струны. Частоты же колебаний частей струны, издающих так называемые частичные тоны, не воспринимаются слухом как отдельные самостоятельные звуки. Тоны, соответствующие этим частотам, сливаются с основным, придавая звуку определенный колорит.
Тоны, входящие в состав сложного звука, принято называть гармоническими составляющими тонами или просто гармониками. Первый из них, возникающий от колебаний всей струны, называется основным тоном (что соответствует первому частичному тону), следующие далее называются обертонами, то есть тонами, лежащими выше основного.
На хаpaктер тембра влияют и количество слышимых обертонов, и то или иное распределение громкости между отдельными гармониками сложного музыкального звука. Если, например, вторая гармоника будет громче основного тона, третья — громче второй, а затем громкость будет снижаться, то возникнет тембр, близкий тембру гобоя.
На некоторых электрических музыкальных инструментах можно подобрать любую интенсивность различных обертонов и, составляя таким образом из отдельных простых тонов сложный звук, имитировать тембры различных музыкальных инструментов. Так, например, если выделить нечетные гармонические тоны — первый, третий и пятый, — то в результате синтезируется тембр кларнета (Тембровая сторона музыки (и все, что связано с ней) специально и подробно изучается на более поздних этапах обучения — в курсах инструментоведения и оркестровки.)
Теория музыки в основных разделах:
Общие положения
Понятие звука
Темп
Ритм
Группировка длительностей
Интервал
Размер и такт
Общие сведения о ладе
Тональность
Диатоника
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
История музыки | Классическая музыка для малышей |
Теория музыки | Классическая музыка для дошкольников |
Музыкальное произведение | Ноты для детей |
Французские композиторы | Интересные музыкальные факты |
Музыкальные инструменты | Музыкальные направления |
Музыкальные упражнения для детей | Скачать бесплатно Музыку для детей |
Музыка для подростка | Музыка для детей |
Великие композиторы Германии и Австрии |
Современная музыка не обходится без использования компьютерных технологий (21 век все-таки, поэтому этот аспект нельзя не упомянуть)...
18 05 2024 16:37:30
Третья часть полнометражной кинофраншизы о Смешариках — приключенческая анимационная комедия «Смешарики...
17 05 2024 13:54:17
Что можно делать на растущую луну, а что нельзя? Народные приметы, заговоры, поверья, обряды на привлечение денег, любви, удачи. Остуда и рассорка....
16 05 2024 19:31:36
Правила снятия порчи: яйцом, воском, солью, рунами. Важные законы успешной самостоятельной работы. Виды чисток с подробным описанием....
15 05 2024 20:31:45
Магические способы похудения. Белые обряды. Чепные привороды худобы. Как проводить правильно. Последствия. Способы снижения веса легко и просто....
14 05 2024 17:55:47
Помимо этого, туба обладает самым низким тоном...
13 05 2024 0:44:17
1932) «Прежде чем взять в руки карандаш,— говорил Легран,— я должен понять и почувствовать героев фильма, разделить с ними судьбу...
12 05 2024 21:48:47
Насосы НМШ получили свое название от двух прямозубых шестеренок, которые в качестве ведущего и ведомого роторов через подшипники присоединяются к валу...
10 05 2024 20:41:12
Музыкальный словарь. Музыкальные термины на букву В: терминология, перевод, значение....
08 05 2024 1:34:28
Конечно, многие взрослые помнят эти игровые автоматы еще в оффлайне...
07 05 2024 7:16:21
— Иди сюда, Пушистик! — засмеялся Лисёнок. — Как же мы без тебя-то!...
06 05 2024 22:50:49
Во-первых, это ансамбль из трех музыкантов-инструменталистов или певцов...
05 05 2024 7:22:27
К чему снится, что муж уходит к другой женщине. Значение ухода со скандалом к любовнице, коллеге, лучшей подруге, неизвестной дeвyшке....
03 05 2024 2:23:18
Пара маpaкасов используется, чтобы создать уникальный звук, обычный для музыки пуэрториканцев и латиноамериканцев...
02 05 2024 7:12:27
К чему снятся клопы: много, большие, маленькие, домашние, пocтeльные, огородные, кусающие. Давить, убивать, травить клопов - толкование по сонникам....
01 05 2024 20:26:36
Форма музыкального цикла всегда хранит в себе целостность и завершенность...
28 04 2024 14:11:24
Пентатонику можно себе представить как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней...
27 04 2024 3:44:49
Строители хотели, чтобы старичок переехал: им нужно было место для жилых высотных домов. Но пожилой мужчина не хотел покидать свой дом и придумал один план. Он привязал к своему жилищу сотни воздушных шариков, и домик поднялся в воздух....
26 04 2024 22:11:44
Обычный комплект футбольной формы состоит из футболки (летней или зимней), гетр, трусов-шортов, щитков и бутс...
25 04 2024 6:51:47
— Надежда, первый вопрос о том, что творится сейчас в вашей студии «Петербург»...
24 04 2024 11:38:47
К чему снится ссора с парнем, мужем, любовником, мужчиной, который нравится. Что означает скандал с дpaкой по дням недели. Примирение или расставание....
23 04 2024 10:49:33
Занзибар - удаленный остров в Индийском океане (ныне известный как Танзания), около двадцати трех (примерно 37 км) от восточного побережья Африки...
22 04 2024 12:34:12
Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали...
21 04 2024 19:53:29
К чему снится, что мыла пол женщине, дeвyшке, мужчине. Сон об уборке в своем доме, чужой квартире, на работе, в магазине, больнице. Мыть шваброй, тряпкой, руками....
20 04 2024 21:21:37
Славянские боги покровители по дате рождения по новому и старому стилю. Как выбрать свой талисман. В чем помогают и как использовать....
19 04 2024 14:32:55
Легкий приворот мужчины, парня не вызывает негативных последствий. Самые точные методики, заговоры, заклинания. Работают 100% в домашних условиях....
18 04 2024 22:19:50
В последнее время возросло количество скачиваний игровых автоматов с официального сайта виртуального кaзинo Вулкан...
17 04 2024 2:22:47
С годами он все более замыкался во взглядах и смело обвинял современных ему композиторов-новаторов в непростительной анархии и безумствах...
16 04 2024 14:17:59
На какой руке и на каком пальце носить кольцо, чтобы привлечь любовь в свою жизнь. Правила для незамужних дeвyшек, разведенных и одиноких женщин....
15 04 2024 12:56:48
Непонятные морщинки на ладони раскрывают все секреты судьбы...
14 04 2024 18:30:37
Самые сильные заговоры, обряды на деньги. Привлечение фимнансовой удачи в домашних условиях. Только работающие техники колдовства....
13 04 2024 11:50:53
Здесь начинается самое удивительное. Предсказания Казахской Ванги о вулкане в С Ш А не заканчиваются на самом факте катастрофы. Ясновидящая подробно описывает, что будет с планетой дальше....
12 04 2024 20:10:12
Трек получил название «Green Light»...
11 04 2024 6:21:49
Свойства обсидиана по знакам Зодиака. Как использовать магические хаpaктеристики минерала-оберега. Применение целебных качеств в лечении....
10 04 2024 11:18:12
Пусть вас не настораживает академичное слово «лекторий»...
09 04 2024 8:23:36
Самые сильные заговоры, обряды на деньги. Привлечение фимнансовой удачи в домашних условиях. Только работающие техники колдовства....
08 04 2024 6:58:16
Бывают в жизни светлые минуты. Думается, Вера Лион предсказания на 2017 год писала именно в такой момент. Мы настолько привыкли к черным, депрессивным...
06 04 2024 11:18:20
Человек, испытывающий недостаток в средствах, помимо воли интересуется, есть ли магия получения денег. Как ее применять? Оказывается нужно знать денежные заговоры и все наладится!...
05 04 2024 10:59:14
Безусловно, они оказывают позитивное воздействие и на слушателей, и на участников мероприятия...
04 04 2024 23:56:43
Незыблемая классика жанра...
03 04 2024 2:38:47
"Прошу вас сохранить стену памяти музыканта Виктора Цоя на Арбате, которая существует уже 25 лет, и рассмотреть возможность присвоение ей статуса памятника", — говорится в обращении депутата, которое есть в распоряжении РИА Новости...
02 04 2024 23:47:29
Порча на женские пoлoвые органы: как ее определить. Призначи черного колодвства. Как узанть, кто навел. Как снять порчу на здоровье....
01 04 2024 11:23:53
е...
31 03 2024 20:51:17
Что означает, когда чешется левое ухо. Приметы для дeвyшки, женщины, мужчины, ребенка. Чешется слева утром, днем, вечером, ночью по дням недели....
30 03 2024 2:33:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 ::